Разделы сайта

Главная

Портфолио

Портфолио как средство оценки и профессионального развития участников образовательного процесса
   Неожиданно в лексиконе наших учеников и школ появилось новое слово «портфолио», которое пришло к нам из бизнеса, из опыта зарубежных школ. Профессиональный или учебный портфо­лио чаще всего составляет человек, стре­мящийся к более эффективной самореа­лизации и новым достижениям. Что же такое портфолио и как оно может, по­влиять на рост профессиональной компетентности участников образовательного процесса и на развитие белорусской школы в целом?
Портфолио (от англ, portfolio –  порт­фель, папка для важных дел или доку­ментов): собрание образцов работ и доку­ментов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца; форма целенаправленной система­тической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений; технология саморазвития и самосо­вершенствования; средство мотивации и стимулирова­ния творческой активности и самообра­зования; средство самопрезентации и карьер­ного роста; иллюстрация усилий, достижений в управленческой и методической деятель­ности; « средство мониторинга и оценки ин­дивидуального прогресса.

Виды и состав портфолио.

Портфолио может быть представлено в текстовом или электронном варианте. Различают портфолио комплексные и простые.

Простые портфолио могут быть трех видов:
   1. Портфолио документов как вит­рина достижений. Это прежде всего: лицензии; сертификаты; дипломы; и т.д.
      2. Портфолио отзывов (оценок): рецензии; характеристики; благодарности и т.д.
   3. Портфолио процесса как набор (коллекция) материалов и творческих ра­бот, демонстрирующих возможности, уси­лия и прогресс в развитии и достиже­нии конкретной цели: авторские разработки; управленческие концепции и техно­логии; авторские планы, схемы и проекты; методические рекомендации и т.д.
Комплексный портфолио состоит из 2-3 разделов: набор документов;  набор отзывов; набор (коллекция) авторских мате­риалов и творческих работ по теме порт­фолио в соответствии с его назначени­ем, демонстрирующих усилия и прогресс, персональный или коллективный.
Материалы и документы в портфо­лио отбираются автором самостоятельно и постоянно, по мере их накопления, периодически систематизируются и анали­зируются.
Период накопления документов и ма­териалов произвольный, чаще всего 1-2 учебных года.
Варианты представления документов и оформления портфолио не регламенти­руются.
При оценке портфолио главное - са­мооценка.
Конкретная модель портфолио в про­цессе его ведения может быть усовер­шенствована и модифицирована.
Дальнейшее и постоянное осмысление опыта ведения портфолио и использова­ния его возможностей поможет найти более оптимальные варианты и модели.
Рефлексивные записки в чередовании с документами и материалами делают портфолио мощным средством развития деятельности и профессиональной куль­туры его авторов.
Структура портфолио
1. Титульный лист.
2. Творческая визитка автора.
3. Краткая трудовая биография (где и как учился, где и кем работал), форма и результаты повышения квалификации.
4. Педагогическое кредо.
5. Тема и цель ведения портфолио.
6.Основные задачи индивидуальной профессиональной деятельности (профессионального развития) на предстоя­щий (конкретный) период
7. Документы и материалы из опыта работы (авторские) по теме портфолио в соответствии с его видом и назначе­нием.
8. Рефлексивные записки.

   Если в портфолио акцент делается на достижениях коллектива, фиксируются основные задачи рабочей группы и ее лидера.

Ошибки, связанные со сбором материалов портфолио

раскрыть » / « свернуть

Структура портфолио учителя

раскрыть » / « свернуть