Разделы сайта

Главная

Рекомендации по изучению и обобщения педагогического опыта

В современной системе повышения квалификации в рамках общеобразовательного учреждения важная роль принадлежит формированию, изучению и обобщению педагогического опыта. Передовой педагогический опыт - это эффективный путь достижения высоких результатов в учебно-воспитательной работе. Технология изучения и обобщения ППО включает в себя следующие этапы: изучение администрацией содержания, методики, условий, процессов, качества и результатов работы учителя; со стороны учителя - самоанализ, самообследование своей педагогической деятельности.  В основу изучения и обобщения ППО может быть положен следующий алгоритм:
1.   Формулировка проблемы, определение объекта и предмета изучения, теоретической базы опыта.
2.   Аргументация актуальности    и    перспективности    опыта,    его    значения    для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
3.   Выбор методов изучения опыта, определение критериев его оценки.
4. Подготовка субъекта и объекта к изучению опыта.
5. Непосредственное изучение опыта: а) деятельность учителя: общая цель образовательного процесса, конкретные педагогические задачи; подходы к содержанию обучения; управление процессом усвоения учащимися знаний, умений, навыков; организация учебных ситуаций; алгоритм действий в решении педагогических задач; владение различными типами педагогической мыследеятелъности     (методической,     диагностической,      проектировочной, коррекционной); развитие соответствующих личностных качеств учащихся;  учет внешних и внутренних условий, в которых происходит обучение; средства, разработанные автором опыта; материальная оснащенность занятий; ведущие факторы, обеспечивающие высокие результаты; пути разрешения конфликтов; б) деятельность учащихся: мотивация учебной деятельности; самостоятельность мнения; умения и навыки самостоятельного усвоения и применения знаний; коммуникабельность; наличие моральных качеств в учебно-познавательной деятельности.
6. Первый этап обработки материалов.
7. Анализ и обобщение, выявление главного, особенного, общего и единичного в опыте.
8.Описание опыта.
9. Оформление материалов.
Анализ и обобщение должны проводиться руководителем совместно с учителем. Для этого руководителю необходимо разработать памятку для совместной работы с учителем.